(Филиппович; ок. 1595 - 5.09.1648), прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых), игум. брестского во имя прп. Симеона Столпника мон-ря. Сведения об А. содержатся в «Диариуше» («Дневнике») преподобномученика, представляющем собой свод записей автобиографического характера, полемических сочинений, грамот и писем А. Кроме того, «Диариуш» включает в себя рассказ братии брестского мон-ря о последних днях жизни и мученической кончине А. и надгробные стихи, посвященные А. Известны 2 списка «Диариуша»: в конце Толковой Псалтири, принадлежавшей свт. Димитрию (Туптало), митр. Ростовскому (ГИМ. Син. № 856, 1649-1652 гг.), и более поздний, менее полный, список - РНБ. Q. XVII. № 220. Житие А. было составлено, возможно, ок. 1666 г. на польск. языке, в 1805 г. переведено на рус. язык в КДА.
А. был выходцем из правосл. семьи, возможно принадлежавшей к ремесленному сословию. Учился в братской школе при виленском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ре, по окончании к-рой стал учителем. Ок. 1620 г. литов. канцлер Л. Сапега назначил А. гувернером («инспектором») Яна Фаустина Лубы, вывезенного из России в Польшу польск. шляхтичем Белинским, к-рый представил его польск. правительству как сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек (в действительности это был сын шляхтича Дмитрия Лубы). В 1627 г. игум. Свято-Духова мон-ря Иосиф (Бобрикович) совершил постриг А. в монашество. Святой подвизался в Кутеинском оршанском и Межигорском мон-рях. В 1632 г. в Вильно А. был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского мон-ря под Пинском. Передача в 1636 г. мон-ря иезуитам произвела сильное впечатление на А., имевшего видение 7 адских огней, в одном из к-рых за преследование Православия мучились папский нунций, кор. Сигизмунд III и гетман Сапега. Поселившись в Купятицком мон-ре, святой написал «жалобный лист» к Пресв. Богородице, где рассказал о притеснениях, чинимых Православию со стороны католиков и униатов, и молил Пречистую Деву о заступничестве. После того как письмо было подписано многими людьми, А. положил его у чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери. В 1637 г. святой отправился собирать милостыню на обновление монастырской церкви. Не имея выданного королевской канцелярией паспорта, А. с огромными трудностями сумел добраться до Москвы и передал царю Михаилу Феодоровичу отчет о своем путешествии, в к-ром были кратко изложены обстоятельства, приведшие А. в Москву, и описаны чудеса, случившиеся с ним во время странствования по молитвам к Пресв. Богородице через Ее Купятицкую икону. Святой отослал царю список с иконы с пожеланием водрузить его «на хорогви военные в помножене православной веры». Получив богатую милостыню от царя, А. 16 июля 1638 г. вернулся в Купятицкий мон-рь.
В 1640 г. А. стал игуменом брестского во имя прп. Симеона Столпника мон-ря и начал активную деятельность по восстановлению прав брестского правосл. братства и возвращению захваченных униатами храмов, провозглашая всюду, что уния с Римом (см. Брестская уния) проклята «вечне». На сейме в Варшаве в сент. 1641 г. ему удалось добиться от кор. Владислава IV подтверждения прав братства, но канцлер и подканцлер отказались заверить королевский привилей печатями, без чего он не имел законной силы, поэтому А. в 1643 г. снова приехал в Варшаву на сейм. Большое впечатление на А. произвели встречи с недовольными унией горожанами, приехавшими в город из разных мест Речи Посполитой. Голос от иконы Пресв. Богородицы повелел А. при помощи Купятицкого образа жаловаться королю на притеснения, чинимые православным, и пригрозить Божиим гневом за насаждение унии. На сейме А. выступил с жалобой на бесправное положение православных в Польше и раздал знатным членам сейма списки с Купятицкой иконы, снабдив их текстом, содержавшим требование искоренить унию и «успокоить» правосл. веру. А. говорил, что во времена, когда православные до крайности угнетены, Купятицкий образ (написанный в центре креста) является «трубой и знаком», предвещающими Божий Суд.
Присутствовавшие на сейме правосл. иерархи и настоятели больших мон-рей, к-рые в тяжелые для Церкви времена были заняты исключительно личными делами (в этой связи А. упоминает архим. Леонтия (Шитика), Мстиславского еп. Сильвестра (Косова), Перемышльского еп. Сильвестра (Гулевича) и др.), опасаясь непредсказуемых действий святого, посадили его под стражу. А., юродствуя, вырвался из тюрьмы на улицу почти нагим, имея на себе клобук и параманд, избивал себя посохом и выкрикивал проклятия унии. Правосл. епископы судили А. и лишили сана. Суд митрополичьей консистории в Киеве, в долгом ожидании к-рого А. написал объяснительную записку на «русском» и латыни, включив в нее текст, розданный им на сейме 1643 г., оправдал А. Киевский митр. свт. Петр (Могила) восстановил его в сане игумена и вернул в Брест. (Лат. запись текста, к-рый А. раздавал на сейме, была обнаружена Я. Д. Исаевичем на полях изд. «Аполлея Аполлогии» (1628) в составе конволюта из 4 укр. изданий кон. XVI - нач. XVII в. из Варшавской Национальной б-ки (BN. XVI. Qu. 956аdl). Запись содержит также краткое описание судьбы А. после сейма до возвращения в Брест. Текст глоссы переписан с рукописи Киево-Печерского мон-ря, принадлежавшей иером. Мелетию Сиригу, к-рый, вероятно, имел одну из копий текста, а также записи о суде над А. в Киеве.)
После того как А. услышал голос от Купятицкой иконы Божией Матери, повелевавший ему еще раз просить короля об уничтожении унии, святой готовился вновь защищать Православие на сейме в 1645 г., но был арестован в качестве заложника за отправленного в Москву Яна Лубу. (Будучи по делам брестского братства в Кракове в 1644 г., А. передал рус. послу письмо Лубы, нек-рые выражения к-рого заставили рус. правительство возбудить дело о самозванце и потребовать его выдачи.) В тюрьме св. мученик написал ряд статей: «Новины», «Фундамент непорядку костела Рымского», «Суплику третью», «Приготоване на суд», «Пораду побожную» королю, «О фундаменте церковном», часть из них А. соединил в «Памятную записку» («Memorial»), поданную кор. Владиславу от имени А. 29 июня 1645 г. (утрачена в XIX в.). В статьях святой изложил свой взгляд на историю Брестской унии и указал на ее разрушительные последствия для Православия в Речи Посполитой и самого этого гос-ва в целом (среди них А. назвал, в частности, казацкие восстания), обосновал несостоятельность претензий папы на главенство в Церкви, высказал свое мнение о пути ликвидации унии (А. надеялся, что польск. король лично отменит унию и «успокоит» Православие).
Освобожденный по повелению короля, А. был помещен в Киево-Печерский мон-рь, где составил «Диариуш». После смерти митр. Петра (Могилы; † 1647) А. вернулся в Брест. Несмотря на то что там А. не предпринимал активных действий против униатов, после начала казацкого восстания в 1648 г., в обстановке нового гонения на православных со смертью кор. Владислава, святой был ложно обвинен в связях с казаками. Хотя обвинение не подтвердилось, за критику унии А. был брошен в темницу и 5 сент. (по др. версии, 20 июля) 1648 г. после отказа отречься от правосл. веры подвергнут жестокой казни. В мае 1649 г. монахи Симеоновского мон-ря отыскали останки святого со следами мучений, к-рые дали повод предположить, что А. был похоронен заживо, и сначала перенесли их в Рождественский мон-рь, затем похоронили в храме во имя прп. Симеона Столпника.
Почитание А. началось сразу после его гибели. 5 янв. 1658 г. архим. Киево-Печерского мон-ря Иннокентий (Гизель) и архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) писали царю Алексею Михайловичу о том, что нетленные останки А. почивают в Бресте. 20 июля 1666 г. там были открыты мощи мученика, по-видимому, в связи с этим событием было составлено его житие. О почитании святого сообщал Сильвестр (Медведев). По приказу Петра I глава от мощей А. была перенесена в С.-Петербург. В «Историческом известии о возникшей в Польше унии» Н. Н. Бантыша-Каменского (1795; изд. в 1805) приводятся слова Могилёвского архиеп. св. Георгия (Конисского), что к числу киевских нетленно почивающих святых «можно и должно присоединить» А. На основе жития в 1819 г. (по др. данным, в 1825) архим. Маркиан написал стихотворный «Памятник о новом преподобномученике Афанасии Филиповиче».
В нач. XIX в. в мон-ре сгорел храм Симеона Столпника и пропал ряд бумаг, относящихся к А. Медная рака с мощами мученика расплавилась, но свящ. С. Литовский с прихожанами отыскал частицы мощей, и они были помещены на оловянном блюде в алтаре трапезной церкви. В 1823 г. мощи были переложены в деревянный ковчег и поставлены в церкви, в 1857 г.- помещены в серебряный позолоченный ковчег, пожертвованный Н. А. Поливановым в благодарность за чудесное исцеление своего сына по молитве к А. (В 1935 ковчег (52,4´ 26´ 3´ 27 см) был передан в ГИМ из Антирелигиозного музея искусств в Донском мон-ре.) В 1894 г. над ковчегом была изготовлена сень с изображением преподобномученика. В 1893 г. в гродненском Коложанском мон-ре построили храм во имя А. Осенью 1894 г. частица его мощей была пожертвована в Леснинский жен. мон-рь.
Тропарь и кондак А. написаны архим. Маркианом 30 авг. 1819 г. Канонизация А. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рого установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 3 апр. 1984 г. В Минее (МП) под 5 сент. помещена бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова) А., под 20 июля - тропарь и кондак святому. В тексте службы Собору Белорусских святых А. упомянут во 2-м тропаре 3-й песни канона утрени.